5 отзывов
Запорожьеул. Школьная (Героев Сталинграда), 9 оф. 37
+380506083176
+380612708552
+380977418759
Юридическая компания "Майстро и Беженар"

Участие бизнес-омбудсмена в налоговых спорах

Участие бизнес-омбудсмена в налоговых спорах

Совет бизнес-омбудсмена – это неприрывно действующий консультативно-совещательный орган Кабмина Украины, созданный непосредственно для содействия прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также субъектов хозяйственной деятельности, которые находятся в сфере их управления, предотвращения коррупции либо других нарушений прав и законных интересов бизнеса. Это такой себе, созданный КМУ адвокат для бизнеса.

Деятельность Совета бизнес-омбудсмена регламентируется

В налоговых спорах Совет бизнес-омбудсмена имеет право:

- рассматривать жалобы, полученные от субъектов предпринимательской деятельности на решения, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц;

- участвовать при рассмотрении налоговыми органами жалоб налогоплательщиков.

В 2016 году были внесены изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 21.10.2015 г. No 916, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 23 декабря 2015 под № 1617/28062. Согласно этому порядку был введен механизм рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков в открытом или закрытом заседании с привлечением к рассмотрению уполномоченного представителя Совета бизнес-омбудсмена.

Права Совета бизнес-омбудсмена:

1) запрашивать и использовать сведения, документы и другую информацию, необходимую для полного и всестороннего рассмотрения жалоб представителей бизнеса (составленных лично, или их адвокатами);

2) рекомендовать органам государственной власти или местного самоуправления принимать нужные для устранения таких нарушений меры и привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной Законом ответственности;

3) доводить до сведения органов местного самоуправления либо органов государственной власти информацию о нарушениях предусмотренных законом интересов субъектов хозяйствования;

4) получать от госорганов или органов местного самоуправления ответы в с подробным докладом о состоянии рассмотрения и принятых мерах;

5) опубликовывать информацию о коррупционных правонарушениях, а так же других нарушениях в действиях госорганов, органов местного самоуправления, а также подотчетных им субъектов хозяйствования;

6) привлекать должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности (с их согласия) к рассмотрению дел, относящихся к их ведению;

Совет бизнес-омбудсмена не имеет права:

- останавливать выполнение решений любого государственного органа, в частности, решений о начислении денежных обязательств или штрафных санкций;

- отменять решение государственного органа.

Подача жалобы в Совет бизнес-омбудсмена.

Жалобу может подать любое юрлицо или физлицо, осуществляющее любую зарегистрированную предпринимательскую деятельность на территории Украины. Если у Вас есть вопросы к составлению жалобы, обращайтесь за квалифицированной юридической консультацией к адвокатам Юридической компании «Майстро и Беженар». Наши контакты тут: https://advokat-mib.com.ua/contacts 

К компетенции бизнес-омбудсмена отнесено рассмотрение жалоб относительно возможного совершения действий, имеющих признаки коррупции, либо иных нарушений гарантированных Законом интересов субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, находящихся в сфере их управления, также их должностных лиц.

Требования к жалобам, порядок их рассмотрения определяются Регламентом Совета бизнес-омбудсмена, утвержденным Наблюдательным советом.

Жалобу необходимо подавать в Совет на срок, не более одного календарного года с момента наступления события возможного недобросовестного поведения или, последнего случая такой недобросовестного поведения (если оно имело место неоднократно).

Для того, чтобы подать жалобу к бизнес-омбудсмену ничего платить не нужно. Рассмотрение по сути тоже бесплатное.

Жалобы подаются:

- используя специально созданную систему онлайн подачи жалоб, расположенную на официальном сайте Совета бизнес-омбудсмена (boi.org.ua);

- на электронную почту;

- на указанный на сайте почтовый адрес;

- путем личной подачи письменной жалобы непосредственно в офис бизнес-омбудсмена;

Жалобы могут подаваться написанные на любом из следующих языков: украинский, английский, русский.

Жалоба обязательно должна содержать следующие данные:

- ФИО для физлиц и ФЛП, а для юрлиц лиц полное наименование и официальный регистрационный номер (при наличии);

-контактные номера телефонов, почтовый адрес, при наличии и адрес электронки;

- наименование органа местного самоуправления, органа государственной власти, или предприятия, находящегося в сфере их управления, по которым подается жалоба;

- лаконичное и четкое описание нарушения, детальное изложение нарушенных прав либо гарантированных Законом интересов жалобщика;

- фактические данные и доказательства, на которых основывается жалоба.

Жалобщик может приложить к жалобе любое количество документов, которые он считает необходимым, и сообщать Совету о любом изменении адреса и всех обстоятельств, касающихся жалобы.

Бизнес-омбудсмен не уполномочен рассматривать жалобы:

- возникающие на основании хозяйственно-правовых отношений между субъектами хозяйствования частной формы собственности;

- являющиеся предметом открытого любого судебного производства или в отношении коих уже имеется вступившее в силу решение суда;

- законности и обоснованности любых судебных решений в Украине;

- жалобщик не использовал возможность административного обжалования хотя бы в одной инстанции;

- анонимные;

- на неправомерные решения, действия или бездействие, по которым истек срок давности;

- в случае отсутствия данных по фактам недобросовестного поведения субъекта обжалования.

Порядок рассмотрения жалоб СБО:

После получения жалобы отводится десять рабочих дней на предварительное её изучение. Изучив  документы Совет бизнес-омбудсмена принимает одно из возможных решений:

- о принятии жалобы к рассмотрению по сути - если она написана в соответствии с требованиям по ее оформлению;

- об оставлении жалобы без движения - жалобщику может быть предоставлено дополнительное время для её доработки;

- об отклонении жалобы - если документ является неполным или непонятным.

Рассмотрение жалобы по сути (по существу):

После вынесения решения о начале рассмотрения жалобы, где это целесообразно, бизнес-омбудсмен сообщает органу государственной власти, на который была подана жалоба, а также, в случае если это необходимо, обращается с требованием предоставить дополнительные документы или информацию, необходимую для проведения такого рассмотрения.

Бизнес-омбудсмен может осуществлять сбор доказательств, касающихся жалобы - направлять запросы о предоставлении информации или документов, получать их от государственных органов, опрашивать свидетелей, привлекать необходимых экспертов.

Медиация и мировое урегулирование – где это целесообразно, и если есть сотрудничество со стороны соответствующих сторон, бизнес-омбудсмен прилагает все возможные усилия, чтобы помочь сторонам достичь мирового урегулирования вопросов, являющихся предметом их спора.

Жалоба должна быть рассмотрена, и жалобщику предоставлен ответ в течение 3-х месяцев с даты, когда бизнес-омбудсмен начал рассмотрение (в случаях, когда сложность рассматриваемого дела или объем представленной информации требует больше времени для завершения рассмотрения, этот срок может быть продлен).

Бизнес-омбудсмен может прекратить рассмотрение жалобы, если он установит, что:

- обстоятельства, которые касаются жалобы, больше не существуют или более не актуальны;

- вопросы, составляющие предмет жалобы, было решено другим путем;  

- жалобщик недостаточно сотрудничает с бизнес-омбудсменом при проведении разбирательства.

После завершения рассмотрения, принимается один, из нижеперечисленных вариантов решений:

- признать жалобу обоснованной, либо обоснованной частично и дать рекомендации ответственному органу о вариантах реагирования на нарушение, которое являлось предметом рассмотрения;

- передать жалобу в ответственный орган государственной власти или орган местного самоуправления с требованием о проведении дополнительного рассмотрения дела;

- отклонить жалобу как необоснованную или необоснованную в большей части.

Статистика по бизнес-омбудсмену

Примеры кейсов Совета бизнес-омбудсмена по налоговым вопросам:

1. Блокирование налоговых накладных.

Суть жалобы:

Предприятие-жалобщик обратилось в СБО с жалобой на действия ГФС, которая остановила регистрацию налоговых накладных предприятия на сумму свыше 4 млн. грн. По словам жалобщика, он подал исчерпывающий пакет документов для регистрации налоговых накладных, но ГФС их не приняла без объяснения причин. Предприятие направило дополнительные документы и объяснения, но налоговые накладные зарегистрированы не были.

Принятые меры:

Инспектор Совета письмо обратился к ГФС с просьбой должным образом рассмотреть жалобу предприятия по регистрации налоговых накладных.

Результат: 

Налоговые накладные были зарегистрированы.

2. Налоговые проверки.

Суть жалобы:

По результатам налоговой проверки ГФС насчитала жалобщику налогов и штрафов на сумму 630 млн. грн., увеличила объект налогообложения налогом на прибыль и начислила пеню за нарушение порядка осуществления расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятие должно дополнительно уплатить НДС. Предприятие обжаловало выводы налоговой проверки и обратилось в СБО.

Принятые меры:

Инспектор Совета направил письмо ГФС, попросил налоговую прислушиваться к аргументам жалобщика, а также принял участие в слушании дела предприятия в ГФС.

Результат: 

ГФС отменила доначисления на сумму 630 млн. грн. Оставила только доначисленное обязательство по налогу на прибыль на 17 млн. грн.

3. Налоговые уголовные дела.

Суть жалобы:

ГФС провела налоговую проверку предприятия, по результатам которой, оно должно было уплатить 10 млн. грн. налогов и штрафов. Не соглашаясь с такими выводами, предприятие обжаловало решение проверки, которое вскоре было отменено ГФС, однако в отношении него было открыто уголовное производство за неуплату налогов. Жалобщик неоднократно обращался к процессуальному руководителю с ходатайством о прекращении производства, в частности, ссылаясь на результаты судебно-экономической экспертизы, которые опровергали выводы акта проверки.

Принятые меры:

СБО был направлен запрос в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой пересмотреть необходимость продолжения досудебного следствия. Кроме того, Совет неоднократно выносил вопрос предприятия на рассмотрение Экспертной Группы Генеральной прокуратуры Украины.

Результат:

Уголовное производство было закрыто.

Автор Пащенко Анна Сергеевна, адвокат Запорожье ЮК «Майстро и Беженар»